Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Нам нужен инструмент!

Трудно отрицать, что интернет представляет собой совершенно новую коммуникационную среду. Именно поэтому очень интересно, когда и как эта новая среда станет старой, а точнее - взрослой. Например, модные сейчас игры во Flash не выходят, к сожалению, за рамки какого-нибудь командира Кина. Очень хочется чего-нибудь более масштабного, соотносимого с бодрым командиром, как сам командир соотносится с Quake.

Не менее трудно отрицать тот факт, что причины замедленного развития интернета более чем очевидны. Тонкие линии связи, отсутствие нормальной технологической базы и стандартов - всё это будет сдерживать развитие интернета ещё долго. Есть, впрочем, область, где все эти причины совершенно не играют роли. Зато есть другая, не менее, а то и более тяжелая данность.

Называется эта область гипертекстом. Несмотря на то, что термин "гипертекст" появился ещё в шестидесятые, а сами гипертексты появились ещё раньше, до сих пор выдающихся произведений "в жанре гипертекст" практически нет. Более того. Даже в интернете гипертекста, по делу, нет. И это несмотря на то, что интернет проектировали как гипертекстовую систему.

Зато есть миллионы (если не миллиарды) сайтов с иерархической структурой, ничем, кроме наличия картинок, не отличающихся от приснопямятного Сурка (Gopher, ныне практически мертвая часть интернет, в которой всё перемещение по контенту осуществлялось по иерархическим спискам). Не отличающихся настолько, что современный веб смело можно называть "гофером с картинками".

Для объяснения такого положения вещей есть два возможных объяснения.

Возможно, что гипертекст есть идея изначально бредовая и бесполезная, так что отсутствие его в интернете нужно всячески приветствовать. Это действительно возможно, но как-то не верится. В конце концов, все среды в начале своего существования были корявы. Когда появился телефон, например, считалось, что одному городу достаточно одного телефонного аппарата.

Другое объяснение кажется более реальным. Дела гипертекста плохи, поскольку мы не можем его делать. Умеем, что интересно, но не можем. Умение набрали ученые, зарабатывающие деньги грантами (это суровые, не понимающие шуток люди, неспособные сделать что-то сильное, но зато более чем способные узнать, как это нужно делать). А не можем, поскольку у нас нет инструмента.

Чтобы нарисовать картину, нужны краски. Можно и без красок, пальцем, испачканным грязью, но впечатление будет "не то". С красками не лучше, но возможностей больше. Чтобы сыграть музыкальную пьесу, нужен музыкальный инструмент. Можно и на губах продудеть, но опять впечатление будет не то. Так почему все решили, что гипертекст можно делать на коленке?

Ответ прост: потому что писать "просто тексты" на коленке можно. Но обычный текст имеет одно существенное отличие от гипертекста. Он естественен (как минимум для нашей культуры, если не для наших мозгов). В конце концов, по большому счёту, текст есть замедленная речь. А гипертекст замедленной речью не является. Он нелинеен. Гипертекст является чуть ли не единственной средой, которая не подразумевает своей составной частью непрерывное течение времени. Музыкальное произведение продолжается во времени, фильм продолжается во времени, чтение книги продолжается во времени. Напротив, читая гипертекст, можно с легкостью перемещаться как в прошлое (уже прочитанные фрагменты), так и в будущее.

Поэтому можно сесть за стол и начать рассказывать на бумаге историю. Можно единым махом написать партитуру. Но единым махом написать гипертекст невозможно. Мы не предназначены жить вне времени.

Таким образом, без инструмента, который бы помогал нам это делать, т.е. держать в голове прошлое, настоящее и будущее, написать гипертекст невозможно. Точнее, возможно, но работа эта чрезвычайно трудоемка. Настолько трудоемка, что все гонят от себя саму мысль о ней. Так получаются сайты, которые ничем (кроме картинок) не лучше гофера. С точки зрения дизайна это позор.

Это было введение в проблему. Теперь перейдем практической части. Как ни странно, инструменты существуют, но влачат жалкое существование. В мире сотни миллионов сайтов, а они продаются тиражами в десятки штук. Более того, о них никто практически и не знает, кроме суровых грантополучателей.

Но сначала нужно объяснить, почему уже имеющиеся инструменты не справляются. Тут все просто. Они предназначены только для писания линейных текстов, более того, даже не слишком структурированных. Кто пользовался аутлайнером из MS Word, меня поймет. А для писания гипертекста структуры мало. Как-никак иерархический принцип организации материала, естественный для линейных текстов, в гипертексте не работает. Материал может быть вложен не только в один единственный раздел более высокого уровня. Он может быть вложен в сколько угодно разделов. И вообще уровней в гипертексте нет как таковых, во всяком случае они факультативны, не более. Так что нам нужно что-то новое.

Первым нужно упомянуть Trellix. Не то, что бы он был самым лучшим, но о покойнике, в знак уважения, надо говорить в первую очередь. Система, к сожалению, фактически умерла (невовремя появилась), но очень многое дала интернету (как обычно, её практически никто из осчастливленных не заметил). Собственно говоря, она не была предназначена для писания гипертекста, но с этой работой худо-бедно справлялась. Сама по себе её идея была проста: в момент написания текста писатель видит (и создает) графическую карту этого текста. Очень рекомендую достать и посмотреть. Если не найдете, посмотрите, по крайней мере, на сайт, сделанный в Трелликсе.

Пример структуры документа в StorySpace.

Далее идет StorySpace. Сильная штука. Позволяет многими разными способами представлять гипертекст, облегчая его написание. Жалко только, дорогая. Настоятельно рекомендую скачать и посмотреть.

На третьем месте, собственно говоря, нет никого и ничего. Вот как всё запущено. Мораль: рассматривайте Трелликс и Сториспейс, думая о том, как они могут повлиять на вашу жизнь. Интернет, на самом деле, только начинается. Самое время зарабатывать себе место в учебнике.

В следующей серии: как всё это можно использовать в жизни.

Версия 1.6. Последнее обновление этого документа: 10.10.01

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Осмысленное показывание случайным образом картинок с использованием языка ЖабаСкрип
Простой скрипт для показа картинок хитрым образом.
MS Word против Adobe Framemaker
Что лучше, почему лучше и когда лучше.
О пользе Adobe Framemaker
О том, когда FrameMaker хорош и о том, когда не вполне.
Похвала Фронтпейджу
Почему автоматические редакторы HTML-кода хороши.
Разнокалиберные советы
Про MS Word и FrameMaker.
Нам нужен инструмент!
Почему мы не можем сделать нормальный гипертекст.

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru