Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Тео Мандель: Разработка пользовательского интерфейса
Опыт рецензии

Первого мая сего (первого) года произошло знаменательное событие: московское издательство ДМК выпустило вторую книгу про пользовательский интерфейс (он же ПИ) на русском языке. На этот раз автор не смутный отечественный компилятор: автором является сам Теодор Мандель, видный деятель из IBM эпохи OS/2.

Это благолепие, впрочем, сразу порождает вопросы. Во-первых, почему именно Мандель? Не то, чтобы я был настроен против него (хотя, говоря откровенно, интерфейс OS/2 как минимум с эстетической точки зрения всегда вызывал во мне рвоту). Но существует такое количество знаменитых авторов книг про ПИ, что выбор именно этого автора вызывает сомнения. Во всяком случае, на него никто и никогда не ссылается. Во-вторых, есть много гениальных книг про дизайн ПИ, так что выбор именно этой вызывает сомнения (книга вышла ещё в 97 году прошлого века, могли подобрать что-нибудь и посвежее). Если сравнивать творение Манделя с любым творением, например, Купера, сравнение будет довольно печальным. Впрочем, Мандель так Мандель, нам не до торга: хаваем, что есть.

Истинная проблема в том, что книга чрезвычайно загадочная. Даже не то плохо, что в ней нет конкретики (собственно, большинство западных специалистов книги с конкретикой и не пишут: зачем писать, когда можно недурно заработать на лекциях и семинарах?). Плохо то, что в ней нет и теории. Фактически, содержание книги почти полностью находится в оглавлении: от прочтения остальной книги знаний и понимания не прибавляется. Возможно, впрочем, что я слишком вышел из целевой аудитории (книга ориентирована на новичков). Но, с другой стороны, похвалить глубину изложения тоже нельзя. Возьмем, например, кратковременную память (в первой половине книге она упорно называется краткосрочной, т.е. КСП). В одном абзаце объясняется, что это такое (очень, как вы понимаете, поверхностно). Далее упорно говорится, что её нельзя перегружать, с чем нельзя не согласиться. Но вопросы "почему нельзя?" и "как не перегружать?" остаются фактически без ответа. Но и это можно стерпеть. Книга, повторяю, для новичков. Продвинутым всё равно придется искать учебник по когнитивной психологии и штудировать уже его. Хуже другое.

Как объяснить, что глава 7, про тестирование ПИ, вместо того, чтобы рассказывать о тестировании ПИ, рассказывает только о том, как фирма Microsoft наехала на Apple и IBM, и что из этого вышло (достояние седой истории)? При этом на тридцати страницах. Как объяснить, что глава 10, про объектно-ориентированный интерфейс, не столько рассказывает о непосредственном манипулировании, сколько восхваляет почивший не в бозе, но в унитазе, проект MS Bob? Я согласен, это важно при проектировании интерфейсов для детей до 9 лет, но скольким разработчикам это нужно? Почему, несмотря на 97ой год издания оригинальной версии, в книге почти ничего нет про веб?

И самое главное. На Амазоне книгу хвалят, что, впрочем, не показатель (показатель, что она не занесена в пользовательские индексы обязательного чтения). Но читать её невозможно. Поначалу я думал, что это неотъемлемое свойство книги, но потом понял, что это Перевод с большой буквы. Не знаю, кто её переводил, человек или программа, но симптомы от неё те же самые, что от легендарной Черной кожи (главная магическая книга в представлении скандинавов): если читать её больше получаса, хочется пойти и удавиться. При этом речь не идет о том, например, что пиктограммы на всех четырёхстах страницах книги названы иконками. Речь идет о том, что письменная речь книги производит чрезвычайно мертвящее впечатление. Как, например, вам кажется заголовок "Выбор правильного медиа"?

Теперь собственно про книгу, т.е. про конструкцию из бумаги, засохшей краски, клея и ниток. Книга издана, как говаривали до Великой Октябрьской Социалистической Революции, роскошно: на туалетной бумаге, с отвратительной обложкой и версткой, мерзкими иллюстрациями, с полным отсутствием редактуры (характерен пример со страницы 72: "Ваш пароль должен содержать от шести до шестнадцати характеристик").

Суммируя, можно сказать следующее. Если вы способны читать по-английски и наделены некоторым терпением, не покупайте эту книгу — в Интернете можно найти то же самое, но бесплатно и с лучшей читаемостью текста (даром, что читать придется с экрана). Если вы сочувствуете идеалам книжного дела (а именно качество, качество, качество), то не покупайте эту книгу (и вообще все книги издательства ДМК). Если вам хоть немного жалко потратить 120 рублей (столько книга стоит на рынке), опять-таки не покупайте.

В противном случае — покупайте обязательно!

Предупреждаю, что я сам пишу книгу о дизайне пользовательского интерфейса, так что моё мнение о книге Манделя может быть вызвано ревностью. Впрочем, самому мне так не кажется.

Версия 1.2. Последнее обновление этого документа: 27.05.01

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Пламя Тёмной звезды
Почему качество большинства интерфейсов варьируется от ужасного до чудовищного
Критерии оценки эффективности интерактивных визуальных элементов
У программистов есть слово КОНТРОЛ. Здесь описываются качества хорошего контрола
Две простые мысли
О гипертекстовых ссылках и навигационных панелях снизу
Интуитивно понятный или уже знакомый
Журналы заполнены словами про интуитивную понятность интерфейса. Это бред.
Судьи кто?
Немного о тестировании сайтов
Отечественные юзабилисты
Как не только прочесть, но и увидеть отечественный юзабилизм
Важность эргономики, рассказанная Сьюзан Дрей
Про то, зачем нужен хороший пользовательский интерфейс. Статья с цифрами, что редко бывает.
Тео Мандел. Разработка пользовательского интерфейса
Я ругаю вторую книгу про интерфейс на русском языке. Стыдно, а что поделать.
Юноше, обдумывающему житье-II. Проблемы юзабилити в России
Почему разработка интерфейсов в России отнюдь не сладкий сон
 

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru