Ex Machina  Ex Machina: Дизайн для думающих
Последнее обновление 12.11.02  
 
Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 

Бережное отношение к шрифту и тексту

§1. Текст просто

Безумные фантазии наряду с полной нечитаемостью текста и грязными пятнами непонятных субстанций — вот основные мотивы дизайна сегодняшних дней. гр. Колпиков, "дизайнер"

Прямо скажу — мы живем в стране с такими убогими традициями в сфере печатной продукции, что просто диву даёшься иногда. Можно смело сказать, что эти традиции есть ни что иное, как непонятные субстанции. Я вижу много причин такого положения вещей, начиная от коммунизма и кончая таким простым объяснением происходящего, как: наши традиции пришли преимущественно от немцев (даже "шрифт" слово изначально немецкое), а они есть низменная нация, сотни лет считавшая венцом творения фрактуру и текстуру (это такие шрифты, у нас их в просторечии называют готическими).

Но объяснениями причин жив не будешь. Надо строить новый, лучший мир. И я в этом вам моими скромными силами помогу.

Итак, отечественная типографика. Хрен его знает, что это вообще такое. Нет такого русского слова. Поэтому придется употреблять простое русское слово "вёрстка", этимология какового происходит, если кто не знает, от слова "верстак". Итак, вёрстка.

Стоит заглянуть внутрь любой современной книжки, как взору открывается примерно след. картина:

Ай, хорошо! Но не буду ругаться, лучше покажу, что с этим можно сделать.

Ну почему у нас так любят убогие шрифты, такие как Таймс и Сенчури! Они же скучные и неживые! (Примечание: а живых у нас почти нет, их у нас не рисуют и не локализуют). К тому же отсутствие культурных пробелов в русском тексте ведёт к появлению белых пятен.

А кавычки? Неужели так трудно сделать их нормальными, русскими (единственное, что мне в российской полиграфии нравится).

Тире! Тире должно быть длинным, с маленьким отступом до и после. Без отступов некрасиво, а с пробелами вместо отступов нехорошо, ибо сущность тире не в том, чтобы разъединять, а в том, чтобы соединять.

Слишком большие визуальные пробелы между абзацами некрасивы. К тому же, абзацный отступ делать громадным совсем не обязательно.

Нехорошо, когда в конце строки оказывается короткое слово, сильно связанное с последующими словами. Например, союз. Даже не сильно связанное короткое слово лучше приклеивать к последующему.

§2. Уравнение, оно же сглаживание

Читабельность текста, если не вдаваться в филологию, напрямую зависит от его ровности и гладкости. Т.е. текст, перенасыщенный заголовками, всегда будет читаться нехорошо (с другой стороны, большое количество заголовков помогает быстрее находить нужный фрагмент текста).

Визуальная ровность текста портится несколькими явлениями. Это, во-первых, упомянутые уже заголовки, и, во-вторых, аббревиатуры и цифры. Верстальщик не может управлять частотой заголовков, так что аббревиатуры и цифры есть всё, что он может улучшить.

Итак, аббревиатуры...

...бьют по глазам. Здесь они еще выполняют пародийную функцию, так что с ними можно смириться, но если бы текст был менее "высокохудожественным", было бы сильно неприятно. Вот так все это и выглядит:

Прописные буквы в начале предложений, которые также торчат, нужны, поскольку выполняют разделительную функцию. Аббревиатуры же являются обычным текстом, соответственно, воспринимать их как разделитель нехорошо.

Есть решение. Аббревиатуры нужно давать капителью (оно же малые прописные, оно же small caps).

Тут есть одна проблема. Дело в том, что капитель подразумевает уменьшение размеров прописных литер до размера строчных. Соответственно, при этом уменьшении происходит изменение цвета литер — в уменьшенной литере тоньше штрихи, а значит, литера получается более светлой. Умные буржуи давно уже имеют специальные начертания для капители, литеры в которых не просто уменьшены, но в них также пропорционально утолщены штрихи. У нас, разумеется, таких начертаний почти нет, а значит, капитель будет нормально смотреться отюдь не на всех шрифтах (преимущественно на светлых, таких как Петербург).

С цифрами ещё гаже. Их, как известно, капителью сделать невозможно. А они торчат...

Историческая справка: цифры в шрифтах, к которым мы привыкли, сделаны такими для печати бухгалтерской отчетности. Разберем это подробнее:

Видите, какие отступы у единицы? А пробел у четвёрки? Дело в том, что цифры, даже и в пропорциональном шрифте, моноширинны. В заполненных цифрами таблицах это выглядит хорошо (получаются ровные столбцы), а в обычном тексте не очень.

Цифры при такой методе делаются равновеликими, по высоте равные прописным литерам.

А теперь сравните:

Видали? Буржуи называют такие цифры "old-style figures", а у нас они называются минускульными.

По-моему, такие цифры гораздо лучше. Во-первых, такие цифры не торчат в текстовом наборе. Во-вторых, они весьма не моноширинны. В-третьих, они просто красивы.

Так вот, с цифрами у нас самые большие проблемы. Дело в том, что существует всего 3 русских шрифта (насколько я знаю) с такими цифрами. Это Георгия (Грузия по-нашему), с любовью (т.е. бесплатно) даденная нам великими Мэтью Картером и Томом Рикнером, а также великодушной фирмой Майкрософт (да воцарится она на всея земле русской!), а также гарнитура Лазурского и ITC Новый Баскервиль, даваемая нам без любви (за деньги) фирмою Paratype.

Итак, в наших условиях есть только две гарнитуры, пригодные для качественной книжной верстки (Грузия, к великому сожалению, имет формат OpenType и программ верстки, нормально работающих с ней, еще нет). Обе принадлежат фирме Паратайп. Это Lazursky (имеет версии: нормальная, версия со строчными цифрами и разбитая версия (имитирующая металлический набор)) и ITC New Baskerville (имеет версии: нормальная, версия со строчными цифрами и версия с капителью). И то хлеб.

§3. Пробелы

Давно прошло то время, когда шрифт состоял из множества маленьких металлических кубиков. Как следствие, расстояние между литерами в строке, раньше изменявшееся банальным подпиливанием литер (или добавлением между ними тонких полосочек), теперь полностью лежит на собственно шрифте и программе верстки. Обычно шрифт содержит правильные отступы, а вот программа...

Возьмём, для примера PageMaker. В диалоговом окне настройки параметров абзаца есть кнопка Spacing, которую никто решительно не нажимает. А зря.

Нажав эту кнопку, можно увидеть следующее диалоговое окно:

В нём задается диапазон изменений расстояния между буквами и словами в тексте абзаца. По умолчанию в нём стоят такие параметры, что страшно становится (см. картинку). Видно, что при стандартных настройках программа способна самостоятельно изменить правильную ширину пробела практически вдвое, а правильный кернинг — более чем на четверть. Результат — гигантские или отсутствующие пробелы и странный кернинг.

Мой вам совет — в каждом файле не думая заменяйте эти значения на нормальные. Под нормальными значениями и подразумеваю дающие меньший разброс, например, для пробелов (Word Space) это 90/100/110.

К сожалению, я не в силах показать вам эффект такого изменения (у экрана, увы, разрешение слишком мало). Но разница, уверяю, есть, причём разница эта в лучшую сторону.

Почитать про хороший набор

Из Чихольда. Как минимум одно довольно сомнительное утверждение ("Не рекомендуется на каждой странице начинать сноски с цифры 1. Лучше давать сквозную нумерацию по всей книге или, по крайней мере по главам"), у Чихольда, впрочем, это бывало (кто не верит, почитайте Die neue Typographie). Но полезно.

Перл. Весьма полезный сайт про вёрстку, приятной особенностью которого является то, что он написан не с компьютерных, а с более, эээ, традиционных позиций. Фактически единственное место в Рунете, где можно узнать, чем версо отличается от ректо.

Примечание: в иллюстрациях использованы шрифты ScoolBook, Times, Lazursky и Georgia, а также фрагменты текстов Салтыкова-Щедрина и Джойса.

Версия 2.5. Последнее обновление этого документа: 27.03.00

Дизайн для думающих

Наблюдения   Интерфейс   Веб   Про инструмент   Про бумагу   Про контент 
Бережное отношение к шрифту и тексту
Очень базово о хорошем наборе.
Универсальный чеклист объёмных публикаций
Как гарантировать качество работы в условиях полного отсутствия времени.
Несколько слов о создании графических заголовков
Как надо относиться к заголовкам, чтобы они стали совершенными.
Разнокалиберные советы
Несколько советов, преимущественно про лак.

Об этом сайте | © Влад В. Головач E-mail deus@exmachina.ru